
Недавно New York Times опубликовал печальную историю о путешественниках-велосипедистах, убитых членами ИГ в Таджикистане. Не хочу показаться бесчеловечным, взяв в пример эту статью для донесения своей мысли, я всегда выражал своё восхищение и уважение людям, расширяющим свои грани познания. Респектовал им за смелость и самоотверженность в повседневной борьбе и за улучшение самих себя. Тем не менее причина, почему я всё же решил об этой истории написать, состоит не в придирке к ним, а в моём несогласии с их, от части, наивным мировоззрением.
Мы живём в большом, несправедливом, многогранном, жестоком мире, с войнами и идеями, за которые лишают жизни каждый день. Всё же многие люди странствуют совершенно бессознательно; этот мир для них словно завернут в розовую обёртку, и посыпан блёстками, о чем они сами радостно пишут в своих блогах и соцсетях, призывая людей делать так, как они. Вот что написал Джей Остин, прежде чем был сбит на смерть машиной: «Вы читаете газеты, и вы верите, что мир – большое, страшное место. Что люди не заслуживают доверия, что люди плохие и злые. Я с этим не согласен. Я считаю, что зло — это выдуманная концепция, которую мы изобрели, чтобы справиться с проблемами других людей, их ценностями, убеждениями и взглядами, отличающимся от наших… В большинстве, люди добры. Кто-то корыстен, кто-то невежествен, но в основном люди честны, щедры и замечательны. Больших открытий в нашем путешествии не было».
Вот с чем я не согласен. Путешествуя, не стоит мечтать, что мир чрезмерно полон прекрасных, добрых и открытых людей, и что каждый человек по своей натуре хорош. Никто изначально не хорош и не добр, в чём убедится каждый путешественник рано или поздно, сойдя с протоптанной тропы. Добро и зло с маленького возраста прививается нам людьми и средой, и любой человек в любое время, и в месте, в зависимости от ситуации, способен как на доброе так и на злое. В чужой стране, при виде иностранца местный может обмануть, или пригласить в дом, всё будет зависеть от его самочувствия и среды, от состояния его кошелька и размера души. В трущобах города шансы быть ограбленным и избитым увеличиваются в несколько раз, также как и на войне, шансы быть убитым, велики.
Ещё важно обратить внимание на эти слова: «Зло — это выдуманная концепция, которую мы изобрели, чтобы справиться с проблемами других людей, их ценностями, убеждениями и взглядами, отличающимся от наших». Этим самым Джей предположил, что в мире нет злых идей и ценностей. Это конечно же не так. В мире их полно, и отказ от признания, что таких ценностей море, позволяет злу цвести и пахнуть. Одна из причин почему это так, заключается в том, что нам в детстве, в каждом фильме и в каждой книге, ошибочно навязывалась идея превосходства добра над злом. Добро не может победить зло, даже преобладая количеством первых над вторыми и подобная история этому подтверждение.
В своём блоге Джей писал, что во время путешествия с ним происходили разные вещи, контрастные по своей натуре и радикально противоположные. Он описывал тех добрых, милых и справедливых людей, что помогали ему, они делились чем могли, приглашали в свой дом, угощали едой. Ещё бывали моменты отчаяния и жестокости, о таких вещах упоминается вскользь и немного. В общем создавалась картина, верная по своей сущности, в которую я, путешествуя 3 года, тоже верю, что мир в основном хорош, что он состоит на 99,9% из добрых и честных людей. Но потом случился Таджикистан и парней не стало… А всё потому, что 99,9% добродетелей не достаточно, чтобы подарить жизнь, и стоит всего лишь 0,1% раз проявить зло, чтобы жизнь отнять.
Давайте бдеть.